Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов издаваемых Администрацией сельского поселения и Советом депутатов Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района


160.5 Кб
скачать

58 от 12.09.2011

 

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЖИРНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ
АЛЕШНИКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
403774, Октябрьская улица, 39 А, село Алешники Жирновский район, Волгоградская область, тел.60-2-89,60-2-23

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 12.09.2011 года с. Алешники №58

Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов издаваемых Администрацией сельского поселения и Советом депутатов Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района

Во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов(вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Главы Алешниковского сельского поселения от 21.05.2009 года №16 « О мерах по реализации Федерального закона от 30.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», руководствуясь Уставом сельского поселения Алешниковское,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения (далее - Положение) издаваемых Администрацией сельского поселения и Советом депутатов Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района, согласно приложению.
2.Настоящее Постановление подлежит обнародованию на информационном стенде Алешниковского сельского поселения.
3.Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на главного специалиста администрации Сикидину С.Е.

И.О.Главы Алешниковского
сельского поселения Ю.П.Чернов


Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения издаваемых Администрацией сельского поселения и Советом депутатов Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района
(утв. Постановлением Главы Алешниковского сельского поселения от 12 августа 2011 г. N 58)

I. Основные положения

1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - правовых актов), проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения (далее - проектов правовых актов) издаваемых Администрацией сельского поселения и Советом депутатов Алешниковского сельского поселения на коррупциогенность, порядок составления и направления органам местного самоуправления Алешниковского сельского поселения и их должностным лицам заключений о коррупциогенности правовых актов и регламент работы межведомственной рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы (далее - рабочая группа).
2. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Алешниковского сельского поселения, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
3. Под коррупциогенным фактором для целей настоящего Положения понимается отдельная правовая норма или совокупность правовых норм, которые увеличивают риск совершения субъектами, осуществляющими реализацию нормативного правового акта, коррупционных действий.

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов

4.Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах:
- оказания муниципальной помощи (муниципальной поддержки);
- предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов, пособий и иных выплат, осуществляемых за счет средств сельского бюджета;
- управления муниципальным имуществом и приватизации;
- осуществления муниципального контроля;
- размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Алешниковского сельского поселения;
- реализации полномочий Алешниковского сельского поселения в сфере земельных отношений;
- осуществления полномочий по привлечению к административной ответственности;
- оказания муниципальных услуг органами исполнительной власти Алешниковского сельского поселения и подведомственными им структурными подразделениями и учреждениями.
5. По решению главы Алешниковского сельского поселения антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 4 настоящего Положения.
6. Под антикоррупционной экспертизой понимается деятельность рабочей группы, направленная на выявление в тексте правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов (факторы связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, связанные с наличием правовых пробелов, системного характера) и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
7. Решение о направлении правового акта, проекта правового акта на антикоррупционную экспертизу принимает глава Алешниковского сельского поселения.
8. Исполнительные органы местного самоуправления вправе внести предложение главе Алешниковского сельского поселения о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта правового акта или изданного ими правового акта.
9. Общественные объединения, организации и граждане могут в порядке предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
10.Они вправе обратиться к главе Алешниковского сельского поселения с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы действующего правового акта органов местного самоуправления и организаций Алешниковского сельского поселения.
Ходатайство рассматривается в 15-дневный срок.
11.Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
12.В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
13.При проведении антикоррупционной экспертизы предварительно устанавливается:
- соответствует ли направленный на экспертизу правовой акт, проект правового акта требованиям настоящего Положения;
- уполномоченным ли органом или должностным лицом принято решение о направлении правового акта, проекта правового акта на антикоррупционную экспертизу.
При несоблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом, антикоррупционная экспертиза не проводится, о чем орган (должностное лицо), направивший правовой акт на экспертизу, извещается рабочей группой в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
13. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Алешниковского сельского поселения и их проектов.

III. Методика проведения антикоррупционной экспертизы

14. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
15. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
16. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в)отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
17. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
18. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы межведомственная рабочая группа не обязана предлагать новую редакцию положений проекта нормативного правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.
Межведомственная рабочая группа вправе предложить конкретные формулировки отдельных положений проекта нормативного правового акта.
19. Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться: судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов Алешниковского сельского поселения.

IV. Порядок составления и направления заключения о коррупциогенности правового акта

20. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта.
В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным лицом осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.
21. В заключении отражаются следующие сведения:
а) дата и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
б) основание для проведения экспертизы;
в) реквизиты правового акта, проходящего экспертизу;
г) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) правового акта, проекта правового акта, в которых эти факторы выявлены;
д) предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.
22. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
22.1. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:
- наименование проекта нормативного правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;
- отношения, на регулирование которых направлен данный проект нормативного правового акта;
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы из числа указанных в пункта 4 и 5 настоящего Положения.
22.2. В описательной части заключения антикоррупционной экспертизы описываются коррупциогенные факторы, имеющиеся в проекте нормативного правового акта, степень их влияния на общий уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения, возможность устранения или уменьшения данных факторов.
Описательная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать также рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений проекта нормативного правового акта.
22.3. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя суждения о коррупциогенности проекта нормативного правового акта, о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов и о том, может ли проект нормативного правового акта быть рекомендован к принятию главой Алешниковского сельского поселения (внесению в Совет депутатов Алешниковского сельского поселения).
23. Заключение антикоррупционной экспертизы может быть положительным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены и чье действие не может быть уменьшено) или отрицательным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые могут быть устранены или чье действие может быть уменьшено).
24. Положительное заключение антикоррупционной экспертизы подлежит учету при реализации нормативного правового акта органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения, органами исполнительной власти Алешниковского сельского поселения и является основанием для разработки соответствующими органами мероприятий по противодействию коррупции при применении коррупциогенных положений нормативного правового акта.
25. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится рабочей группой в срок до трех дней со дня поступления проекта правового акта на экспертизу, но при необходимости указанный срок может быть увеличен до семи дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на рассмотрение. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 15 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с проектом, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен по решению Председателя межведомственной рабочей группы.
В случае повторного поступления на экспертизу проекта нормативного правового акта, доработанного в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы, указанный выше срок исчисляется вновь с момента поступления доработанного проекта.
26. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования рабочей группой он подлежит повторному согласованию рабочей группой.
27. В случае выявления в правовом акте, проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста правового акта невозможно или нецелесообразно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
28. Заключение оформляется на бланке администрации Алешниковского сельского поселения и подписывается председателем рабочей группы.
29. Заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта направляется органу или должностному лицу, принявшему решение о направлении правового акта на антикоррупционную экспертизу, а также руководителю органа местного самоуправления Алешниковского сельского поселения, разработавшего или издавшего правовой акт.
30. В случае установления коррупциогенности правовых актов администрации Алешниковского сельского поселения заключение антикоррупционной экспертизы направляется главе Алешниковского сельского поселения для организации работы по внесению в правовые акты поправок, направленных на устранение коррупциогенности изданных ими правовых актов.
31. В случае установления коррупциогенности правовых актов иных исполнительных органов местного самоуправления Алешниковского сельского поселения копия заключения направляется главе администрации Алешниковского сельского поселения, осуществляющему координацию деятельности соответствующего исполнительного органа.
В течение 30 дней со дня получения руководителем исполнительного органа заключения о коррупциогенности изданного данным органом правового акта он обязан представить главе администрации Алешниковского сельского поселения информацию о принятых мерах по устранению коррупциогенных факторов.
32. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной по ходатайству общественных объединений, организаций и граждан, в обязательном порядке направляется общественному объединению, организации и гражданам направившей ходатайство о проведении экспертизы.
33. Заключение о коррупциогенности проекта правового акта вместе с проектом возвращается лицу, представившему проект правового акта, для устранения замечаний.

V. Регламент работы межведомственной рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы

34. Рабочая группа создается в целях системного анализа и совершенствования законодательства, а также для предотвращения в правовых актах Алешниковского сельского поселения наличия положений способствующих распространению коррупции.
35. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом сельского поселения Алешниковское, законами и иными нормативными правовыми актами администрации Алешниковского сельского поселения, а также настоящим Положением.
36. Основными задачами рабочей группы являются:
а) проведение антикоррупционной экспертизы;
б) подготовка заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;
в) внесение рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам.
37. Рабочая группа имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке у исполнительных органов местного самоуправления, ведомств и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы;
б) привлекать в установленном порядке специалистов исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и общественных объединений в целях реализации полномочий рабочей группы.
Структурные подразделения администрации Алешниковского сельского поселения обязаны представить запрашиваемые рабочей группой материалы и информацию в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
38. Рабочая группа состоит из председателя, секретаря и членов рабочей группы.
Состав рабочей группы утверждается постановлением Главы Алешниковского сельского поселения.
38.1. Председатель рабочей группы:
- руководит работой рабочей группы и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
- председательствует на заседаниях рабочей группы;
- подписывает заключения рабочей группы.
38.2. Секретарь рабочей группы:
- формирует повестку дня заседания рабочей группы, организует подготовку материалов к заседаниям;
- информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседания;
- оформляет протоколы заседаний, рассылает принятые решения и контролирует ход их выполнения.
39.Заседания рабочей группы проводятся по мере поступления на антикоррупционную экспертизу правовых актов Алешниковского сельского поселения и их проектов.
Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более 2/3 ее состава.
40. Решения рабочей группы считаются принятыми, если все присутствующие на заседании члены проголосовали единогласно. Решения рабочей группы оформляются протоколами, которые подписывают председательствующий и все члены, а также заключениями.


И.О.Главы Алешниковского
сельского поселения Ю.П.Чернов

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.